Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) и ее партнеры во всем мире проводят Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с потреблением табака, и призывая к проведению эффективной политики по снижению уровней его потребления.
Основная цель Всемирного дня без табака - внести вклад в защиту нынешнего и будущих поколений не только от разрушительных последствий для здоровья, связанных с табаком, но также и от социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма.
Потребление табака является основной отдельной предотвратимой причиной смерти 10% взрослого населения в мире. Ежегодно глобальная табачная эпидемия уносит около 6 миллионов человеческих жизней. Более 600000 человек из числа этих людей не являются активными курильщиками, умирают в результате вдыхания вторичного табачного дыма.
По случаю Всемирного дня без табака 2016 года ВОЗ и Секретариат Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака призывают все страны подготовиться к простой (стандартизированной) упаковке табачных изделий. Девиз акции 31 мая 2016 года – «Подготовиться к простой (стандартизированной) упаковке табачных изделий».
Простая упаковка является важной мерой для снижения спроса, поскольку она делает табачные изделия менее привлекательными, ограничивает использование табачной упаковки в целях рекламы и стимулирования продажи табака, ограничивает использование вводящей в заблуждение упаковки и маркировки и повышает эффективность предупреждений об опасностях для здоровья.
Простая упаковка табачных изделий относится к мерам, ограничивающим или запрещающим использование логотипов, цветов, изображений табачных марок или пропагандисткой информации на упаковке, за исключением торговых наименований и наименований изделий, изображенных стандартным цветом и гарнитурой.
Данные исследований показывают, что меры по введению простой упаковки табачных изделий приводят к тому, что большее число людей решает бросить курить и у меньшего числа возникает желание начать. Потребители считают простую упаковку некрасивой и невзрачной – она снижает привлекательность, как самих табачных изделий, так и курения в целом, в особенности для молодых людей и женщин. "Когда мы предложили им сигареты известного яркого бренда за полцены в одинаковых коричневых коробках – только 21% потребителей проявили к ним интерес, даже несмотря на наши заверения, что содержимое этих коробок.... идентично тем сигаретам, которые они покупают в табачном киоске под домом, и что отличие только во внешнем виде упаковки. Как объяснить эту разницу в отношении? Очень просто. Курильщик вынимает сигареты из пачки в среднем 20–25 раз в день. Внешний вид упаковки – это своего рода манифест. Потребитель выражает свое видение того, как он хочет, чтобы его воспринимали окружающие", – сказано в документах, которые были раскрыты табачной индустрией в ходе Миннесотского процесса в 1987 г.
Табачная промышленность всегда использовала упаковку табачных изделий как мощный инструмент рекламы и способ обойти запреты на продвижение табачной продукции.
Сегодня интерес к простой упаковке растет во всем мире. В декабре 2012 года Австралия стала первой страной, которая в полной мере ввела простую упаковку в использование. В 2015 году Ирландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Франция приняли законы о введении простой упаковки с мая 2016 года.