Отправить сообщение
Ваше имя*
Ваш Email*
Ваш телефон
Сообщение*
This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

Введите символы с картинки
События
Дата: Янв 29, 2022

«Геннадий Мосин. Живопись. Графика»



В Детской художественной школе № 2 имени Г. С. Мосина открыта выставка, приуроченная к дате рождения мастера. В экспозиции представлены фотографии
из архива семьи Геннадия Сидоровича Мосина и фотовоспроизведения живописных и графических работ художника, вошедшие в альбом «Геннадий Мосин. Живопись. Графика», изданный в 2020 году Издательским домом «Автограф».

 

Доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин:
«Геннадий Сидорович Мосин родился 26 января 1930 года в селе Каменное Озеро (ныне село Каменноозерское Богдановичского района Свердловской области) в крестьянской семье. Родители расстались еще до рождения Геннадия,
он рос без отца, а после того, как семьи родителей были раскулачены, Геннадий
с матерью, Екатериной Федоровной Голоушкиной, жили в Березовском.


С раннего детства Геннадий мечтал стать художником. В 16 лет он поступил
в Свердловское художественное училище, на занятия ходил пешком, туда
и обратно – двадцать километров. После окончания училища в 1951 году успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде), но не был зачислен. Друзья-комсомольцы убедили его обратиться в ЦК ВЛКСМ, после чего справедливость была восстановлена.


Годы учебы на отделении живописи Академии художеств завершили огранку природного таланта Геннадия Мосина, он стал настоящим мастером рисунка
и живописи и открыл в себе способности к созданию больших исторических полотен. После окончания академии педагог Г. С. Мосина профессор
В. М. Орешников убеждал молодого художника остаться в Ленинграде, предлагал
на первых порах работать в его мастерской. Но Геннадий Сидорович
не представлял себе дальнейшей жизни вне Урала и в 1957 году вернулся
в Березовский. С 1960 года художник с семьей жил в Свердловске, где ему Союзом художников были предоставлены квартира и мастерская.


Художника волновали драматичные страницы истории страны, его большие живописные полотна были посвящены событиям революций и Гражданской войны. Первой серьезной заявкой на художественную разработку этой темы стала картина «Похороны жертв революции» (1959), затем были «Политические» (1964), «1918-й» (в соавторстве с М. Ш. Брусиловским), «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале» (1969). Энергетика этих картин, мастерство и гражданская взволнованность художника и его соавтора привлекали симпатии зрителей, но непривычная для советского искусства трактовка образов вождей и других «делателей революции» насторожили власти. Судьба многих историко-революционных полотен Мосина оказалась непростой,
а в связи с «Политическими» на него было заведено судебное дело; в результате картина была признана «творческой неудачей», договор на нее расторгнут, и она осталась в собственности художника.


Другой сквозной темой работ Геннадия Мосина стал облик Урала
в произведениях П. П. Бажова. Героем дипломной работы в Академии художеств «Уральский сказ» стал Данила-мастер. Позднее задуман был триптих по сказам Бажова, написана картина «Малахитовая шкатулка», выполнены иллюстрации
к сказам «Серебряное копытце» и «Малахитовая шкатулка», а в последние годы жизни Г. С. Мосин работал над иллюстрациями к 26 сказам П. П. Бажова (книга вышла в 1983 году, уже после смерти художника).


Историзм художника проявился и в большой картине «Сказ об Урале» (1967),
в которой воплощены образы тружеников горнозаводского Урала – старателей
и горщиков, металлургов и оружейников, а в мальчике с игрушкой в руках воплотилась память о сиротском детстве самого художника. Монументальностью отличались созданные в 1960-е годы портреты художника Виталия Воловича
и участника итальянского сопротивления Алексея Кубышкина, написанные в том же «суровом стиле», что и картины Мосина того времени.


Не получая от государства заказов на новые большие полотна, художник сосредоточился на создании небольших по размеру картин, пейзажей
и портретов, в которых отразились его любовь к природе Урала, интерес
к внутреннему миру современников. В 1970-е годы им созданы пейзажи «Весна», «В Башкирии», «Апрельский день», картины «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царевне-лягушке», «Пушкин». После покупки дома в деревне Волыны под Староуткинском в этих живописных местах художник создал множество этюдов, пейзажей и картин: «На Чусовой», «Вид на Старую Утку», «Март», «Портрет кота Матвея», «Осень в долине», «Снегопад в долине» и др. Интерес
к Волге, где прошли детство и юность жены художника, Людмилы Михайловны Маловой, воплотился во множестве этюдов, в пейзаже «На Волге» и в картине «Волжанка», в которой образ жены вписан в волжский пейзаж.


В последние годы жизни художник активно занимался книжной графикой (иллюстрации к «Русским народным сказкам» и «Сказкам дедушки Ай-По»
Ю. Афанасьева), создал два скульптурных портрета – композитора Георгия Свиридова и солиста Большого театра Александра Ведерникова.


Итогом творческой деятельности Г. С. Мосина стали две персональные выставки, прошедшие в Свердловске (ноябрь 1981 года) и в Москве (январь 1982 года). Накануне первой выставки ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». У художника было много творческих замыслов, но времени на их осуществление уже не было: Геннадий Мосин скончался после тяжелой болезни на 53-м году жизни.


«Мосин – настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается, – записал в книге отзывов посетивший московскую выставку художника Г. В. Свиридов. – Своя манера, свои типы людей, свой пейзаж,
свое небо, и все это не придумано, не высосано из пальца,а увидено в жизни
и возвышено человеческой душой».


В память о Г. С. Мосине его именем названы художественные школы
в Екатеринбурге и в Березовском, в 1990 году свердловской художественной галереей «Эстер» была учреждена премия имени Геннадия Мосина (присуждалась в 1991–2009 годах)».

1 ступень 
 
дети 5-6 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области 
изобразительного искусства 
 «Раннее эстетическое развитие» 

 (срок обучения - 1-2 года) 

 
 
2 ступень
 
дети 7-9 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области
изобразительного искусства  
«Основы изобразительной грамоты»
 (срок обучения - 1-3 года) 
 
дети 10-11 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области
изобразительного искусства 
 «Подготовка к получению
предпрофессионального
образования» 
(срок обучения - 1 год) 
3 ступень
 
дети от 10 лет: 
 
дополнительные 
предпрофессиональные программы
в области изобразительного 
искусства
 «Живопись»
 (срок обучения - 5 лет)
«Декоративно-прикладное творчество»
(срок обучения - 5 лет)
 
дети от 12 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области 
изобразительного искусства
«Изобразительное искусство»
  (срок обучения - 4 года)

4 ступень

 

выпускники школы

от 15 лет:

 

дополнительная
общеразвивающая программа 
в области изобразительного 
искусства

 «Подготовка к получению профессионального образования»

 (срок обучения - 1 год)

взрослые:

 

дополнительная

общеразвивающая программа 
в области изобразительного 
искусства

 «Основы керамики для начинающих»

 (срок обучения - 1 год)