Поздравляем наших учащихся с победой в областном конкурсе
Поздравляем Победителей и Лауреатов!
-
Окт. 4, 2024
От скидок на проезд до главной строительной выставки: Алексей Орлов подвел итоги недели
-
Окт. 4, 2024
Екатеринбург узнал имена лауреатов Бажовской премии 2024 года
-
Окт. 4, 2024
В Ленинском районе будет построен детский сад на 150 мест
-
Окт. 4, 2024
Молодые архитекторы представили, как видят станцию «Шувакиш»
-
Окт. 4, 2024
Проводим осенние выходные в Екатеринбурге
В 2021 – 2022 годах в Свердловской области проводятся мероприятия, посвященные скульптору, заслуженному художнику РСФСР Петру Алексеевичу Сажину
Предлагаем вам познакомиться с выдержками из книги доктора искусствоведения, профессора, члена-корреспондента Академии художеств СССР Бориса Васильевича Павловского о художнике (Павловский Б.В. Скульптор П. А. Сажин – Свердловск, Ленинград: Художники РСФСР, 1962).
«…Сажин родился в 1919 году в селе Матвеевке Старо-Маинского района Куйбышевской области. «Детство и учёба в сельской школе, – вспоминает художник, – совпали со знаменательным периодом в жизни нашей Родины – коллективизацией, борьбой с кулачеством. Эти годы оставили неизгладимый след в памяти». Живые воспоминания детства с новой силой воскресли в его воображении, когда спустя много лет скульптор обратился к образу Павлика Морозова.
После окончания сельской десятилетки Сажин переезжает в Казань и поступает там в школу ФЗО. Старинный красавец-город захватил его. Сильнейшее впечатление произвёл художественный отдел Казанского музея, где представилась возможность широко познакомиться с произведениями русского изобразительного искусства.
Тяга к искусству с каждым годом становится все сильнее, и в конце концов Пётр Сажин поступает в Казанское художественное училище. Опытные педагоги, среди которых был скульптор С. Ахун, сыграли большую роль в формировании творчества молодого художника.
В 1940 году Петр Сажин был призван в Советскую Армию, прослужил в её рядах шесть лет. Участвовал в Великой Отечественной войне.
После демобилизации Сажин приехал в Свердловск, где сразу же влюбился в творческую жизнь местного коллектива художников. «Мне посчастливилось, – говорит скульптор, – попасть в замечательный город с большим историческим и революционным прошлым, город советских тружеников, людей науки и искусства».
Первые скульптурные работы П. Сажина – бюсты (М.И. Глинка, Л.Н. Толстой и др.), выполненные в Свердловске в 1946 году, ещё робки, не вполне профессиональны.
Но уже в 1947 году Сажин создаёт значительную серию портретов первых Героев Социалистического Труда Свердловской области, мастеров высоких колхозных урожаев – О. Афанасьевой, Г. Шантарина, Г. Рубцова.
Работая над серией, скульптор творчески рос, мужал, раскрывалось его дарование портретиста: умение почувствовать характер человека, его внутренний мир, передать не только черты сходства, индивидуальные особенности, но и уловить типическое.
В поясном портрете Г. Рубцова П. Сажин создал образ умудрённого опытом колхозного полевода, рачительного хозяина народного богатства.
Если в этой работе скульптора привлекла прежде всего задача выразить состояние внутреннего раздумья, сосредоточенной работы мысли, воплотить в конкретном образе народную мудрость, то в портрете Г. Шантарина его интересовало другое: романтически взволнованное толкование одухотворённого образа героя. Все охвачено движением, голова чуть приподнята и откинута назад, ветер развевает широкую бороду. Портрет отличает уверенная живописная лепка. Переход от нижней части бюста замаскирован колосьями пшеницы, так же усиливающими мотив движения.
После этих работ в 1947 году Сажин вновь обращается к историческому портрету, задавшись целью воссоздать образ прославленного героя гражданской войны на Урале – Матроса П. Хохрякова, имя которого носит одна из центральных улиц Свердловска. Он создаёт портрет большого пафоса, созвучный народным песням о матросах революционерах, матросах-большевиках. Грудь моряка приподнята могучим дыханием. Плечи даны в стремительном развороте, обнажена сильная мускулистая шея, резко повёрнута голова. Мы видим героя, в странном порыве бросающего врагам слова обличения, полные гнева и ненависти.
1947 год был для Сажина годом творческого подъёма.
Вслед за «Хохряковым» он создаёт одно из лучших своих произведений, определившее возросший уровень профессионального мастерства, – портрет знатного уральского стралевара Н. Безетова (1949). Скульптор в течение длительного времени наблюдал сталевара за работой, стремясь глубже понять сущность образа.
Базетов наделён неиссякаемой энергией и силой. Свежесть восприятия натуры сохранена ваятелем и в самой манере исполнения – живописная, свободная лепка придаёт лицу живую трепетность. Губы Базетова слегка полуоткрыты в приветливой улыбке, морщинки сбежались у глаз, на переносице залегли упрямые складки. Тактично введена производственная деталь – очки сталевара – атрибут его нелёгкого труда. Перед нами предстаёт наш современник, советский рабочий, для которого труд – это творчество, радостное и многообразное.
Вскоре после этой работы Сажин выполнил портрет знатного североуральского проходчика – молодого новатора, Лауреата Государственной премии СССР И. Проничкина. Скульптор подчёркивает в образе юноши черты, говорящие о новом облике молодого советского рабочего: его высокую интеллектуальность, одухотворённость. На основе этого произведения, выполненного с натуры, был разработан некоторое время спустя и большой композиционный портрет И. Проничкина.
Портрет старого уральского большевика К. Ретнева, впоследствии отлитый на Каслинском заводе из Чугуна, создан в 1952 году. Скульптор энергично вылепил лицо этого немолодого человека, в облике которого убедительно раскрывается характер русского рабочего – представителя старой большевистской гвардии.
Близок к нему и «Портрет плотника», экспонировавшийся на Всесоюзной художественной выставке 1957 года в Москве. Спокойная внутренняя сила, чувство собственного достоинства, благородная рабочая гордость – характерные черты этого пожилого человека. Выразительно лицо, плотно сжаты губы, глубоко под мохнатыми бровями посажены глаза. Внешне это, может быть, несколько суровый и скуповатый на слова человек, но веришь в его сердечность и душевность.
С большим увлечением работал П. Сажин над бюстом старейшего уральского скульптора Ильи Алексеевича Камбарова. Несмотря на свои преклонные годы, Камбаров до последних дней сохранял необычайную бодрость, вечно искал, спорил в искусстве, относился к нему с юношеской восторженной любовью. Таким он и запечатлён Сажиным. Нельзя не отметить крепко сработанную форму этого портрета, стремление к пластической законченности.
Особой важности раздел творчества Сажина – его работа над памятниками.
В 1951 году Свердловский обком ВЛКСМ объявил конкурс на сооружение памятника Павлику Морозову. Первая премия на конкурсе была присуждена Петру Сажину. В 1952 году – ко дню 25-летия со дня гибели пионера-героя – скульптор закончил работу. На родине Павлика Морозова, в селе Герасимовке, установили этот памятник, а повторение его – в Свердловске.
Бессмертный подвиг пионера уже давно привлекал к себе внимание советских художников, посвятивших ему несколько интересных произведений.
Перед Сажиным встала задача не только дать своё толкование образу, но и решить сложнейшую проблему создания героического памятника мальчику, ещё не успевшему даже стать юношей. Сохраняя характерные пропорции угловатой мальчишеской фигуры, нужно было создать подлинно монументальный образ, найти соответствующие размеры. Скульптору удалось успешно справиться со всеми возникшими трудностями.
Сажин изображает Павлика перед лицом врага, когда он, раскрывая кровавый кулацкий заговор, бросает в глаза кулакам гневные обвинения. Павлик словно повзрослел в эту минуту, раскрылись такие черты его, как бесстрашие, безграничная вера в правоту своего дела. Этот момент наивысшего душевного подъема позволил создать скульптору героический, взволнованный образ, запечатлеть высокую одухотворённость чувства.
Павлик изображён стоящим во весь рост, в уверенной позе: он словно сделал шаг вперёд, навстречу опасности, что создаёт ощущение решительности, смелости, придаёт образу действенный наступательный характер, делая идейный замысел автора более ясным и выразительным.
Впечатляюще вылеплена голова: брови почти сошлись на переносице, образовав резкие складки, взгляд гневный, напряженный, губы решительно сжаты, ноздри чуть расширены прерывистым дыханием.
При бережном сохранении сходства скульптор передаёт в памятнике типические черты, присущие пионерам начала 1930-х годов. Перед нами – русский деревенский паренёк с лохматой шапкой давно не стриженных волос, уже выросший из своей одежды, бродящий босиком по сельским дорогам. Но эти правдивые, бытовые детали подчиняются у скульптора общему монументальному строю произведения.
Умело использованы возможности кругового обхода памятника. В фас наибольшую выразительность приобретает твердость Павлика, не устрашившегося встречи с врагом; при обходе слева особенно хорошо воспринимается наметившееся движение фигуры вперед, усиливается смысловое значение сжатой в кулак правой руки.
Вслед за памятником Павлику Морозову, началась работа Сажина в содружестве с молодым архитектором Г. Белянкиным над монументом, посвящённым уральскому комсомолу. Впоследствии в осуществлении проекта принял участие и скульптор В. Друзин.
«В основу скульптурной группы монумента, – говорит Сажин, – я положил идею марша – в стремительном движении вперёд идут под знаменем юноша и девушка. По моему замыслу это должно олицетворять организованность и сплочённость передовой молодёжи нашей страны, по зову партии и народа идущей под знаменем Ленина на любой подвиг».
В ноябре 1959 года состоялось торжественное открытие памятника.
Рассматривая все, что было создано скульптором за десять с небольшим лет, видишь основную линию его творчества. Она определена произведениями, посвящёнными современности, героизму и мужеству, трудовыми подвигами советского народа, прославлению его духовного богатства, моральной красоты...»