Отправить сообщение
Ваше имя*
Ваш Email*
Ваш телефон
Сообщение*
This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)

Введите символы с картинки
Г.С.Мосин

В 2011 году в жизни Детской художественной школы № 2 произошло важнейшее событие. По инициативе педагогического коллектива и с согласия законных наследников было принято решение о присвоении учреждению имени известного уральского художника, живописца, монументалиста, графика, члена Союза художников СССР, Заслуженного художника РСФСР Геннадия Сидоровича Мосина.

 

 

 

Геннадий Сидорович Мосин
(26.01.1930 - 20.12.1982)

 

Есть художники, работы  которых тысячами незримых нитей связаны с родным краем — его природой, историей, людьми. Связи эти питают творческие силы художника, не давая истощиться его таланту. Геннадий Мосин —  один из таких художников. Вся его жизнь и творчество неразрывно связаны с Уралом — ему посвящены крупнейшие произведения мастера, прочно вошедшие в золотой фонд наследия Уральского искусства.
 
«Геннадию Мосину удалось главное — замкнуть круг знания и умения, найти себя, преодолев самый трудный рубеж —  рубеж сомнений. Как художнику ему удалось приблизиться к высшей степени гармонии, обрести изумительную ясность и простоту», — говорил друг и коллега Герман Метелёв. Осознание гармонии всего сущего пришло к Мосину довольно рано, пожалуй, ещё в стенах Свердловского художественного училища и позднее, в Академии художеств. Именно чётким осознанием цели своего творчества и «изумительной ясностью и простотой» отмечено всё его творчество, начиная с дипломной работы «Сказ об Урале», которую оценили как отличную и оставили в музее Академии художеств, а самому художнику предложили поступить в аспирантуру. Но у Мосина была другая цель — он спешил на Урал.  
 
Первая его самостоятельная работа, представленная на выставке — «Похороны жертв революции» —  произвела большое впечатление и на общественность, и на власть. Мосина принимают в члены Союза художников, он становится членом выставкома и недавно созданного художественного объединения «Урал социалистический», куда входили семь крупных уральских Союзов художников. Оно просуществовало до развала СССР. На первой же выставке «Урала…», проходившей в Свердловске в 1964 году, была показана одна из самых значительных работ Мосина — «Политические», посвящённая всем жертвам репрессий, от народовольцев и до сталинского времени.
 
Работа имела огромный общественный резонанс: с 1953 года шла реабилитация несправедливо осуждённых, а таковые были практически в каждой семье. В музей шли поклониться картине, к ней несли цветы в память о безвинно погибших. Сын Геннадия Мосина — Иван, известный петербургский художник и искусствовед, считает, что «Политические» продолжают традицию русского искусства — изображения мучеников за идею. И в этом смысле она прочно занимает своё место в ряду известных полотен — «Утро стрелецкой казни» Сурикова и «Что есть истина?» Ге. Новаторство отца в том, что он исключает из картины фигуру судьи. Его герои напрямую ведут диалог со зрителем и от их взглядов невозможно отвести глаз… Это они судят нас, взывая к нашей совести. Судят за наше малодушие, за те подлости, которые нас вынуждает совершать жизнь, за конформизм, в котором мы погрязли». По утверждению Ивана Мосина, именно это произведение программное, определившее всю последующую судьбу художника. Именно здесь Г. Мосин впервые заявил о чётко сложившихся взглядах на историю Отечества, определил гражданскую позицию в борьбе за истину — и не отступал от неё на протяжении всей жизни. Он написал свои картины задолго до того, как были опубликованы главные произведения Солженицына, Шаламова и других авторов, публично заявивших о преступлении власти.
 
 На этой же выставке экспонировалась картина Г. Мосина, написанная в соавторстве с М. Брусиловским, «1918», которая также не вписывалась в нормы соцреализма. Ленина принято было изображать тихим и скромным, каким его и писал главный специалист по иконографии вождя Владимир Серов — председатель Союза художников РСФСР. Наши же художники показали вождя человеком действия, поднявшим Россию на дыбы, способным «бросить армию» против своего народа для достижения собственных целей. Огромное полотно как красный сигнал светофора останавливало зрителя и заставляло думать: «Кто мы и куда идём?». Три года продолжалась открытая травля в прессе и на обсуждениях различного уровня. Художников не посадили, но жить им стало сложно.
 Однако лишить Мосина огромного авторитета талантливого художника и бессменного члена зонального выставкома было невозможно. Вокруг него постоянно группировались коллеги, чьи работы он отстаивал. И, наверное, поэтому уральские зональные выставки были такими интересными, и многие из работ, экспонировавшихся на них, попадали в столицу. Небольшая квартирка Мосиных была в 60-е годы своеобразным штабом борьбы за передовое искусство: здесь постоянно бывали художники из других городов, а местные забегали каждый день; здесь велись споры о путях развития искусства, ковались концепции защиты искусства от диктата власти.
Мосин продолжает создавать значительные произведения, творчество в самом расцвете, он играючи пишет феноменальные портреты друзей. Виталий Волович предстаёт в образе Дон Кихота. Портрет стилизован, но пластически и визуально решён совершенно точно. Своего давнего соседа Алексея Кубышкина, с которым он часто ходил на охоту, представляет в образе народного героя, изображая его необычную судьбу в иконных клеймах. Это парадный портрет героя Второй мировой войны, каким он и был на самом деле. И снова, в который уж раз, художник попадает своим творчеством в болевую точку современности.
Последняя героическая композиция Мосина (совместно с М. Брусиловским) «Красные командиры времён Гражданской войны на Урале» знаменует переход искусства в новое качество: на смену лобовому прославлению героизма приходят картины-размышления о времени, о месте героической личности в истории.
 
Наступают трудные времена в жизни художника: он со своим даром исторического живописца огромного гражданского потенциала оказывается не у дел. Работ не заказывают, вокруг его имени заговор молчания. Министерство культуры РСФСР на целых 18 лет организовало позорную тяжбу с художником по поводу картины «Политические», обвиняя в том, что он исполнил не то, что ему заказывали. И лишь после обращения в Комитет по защите авторских прав его оставили в покое. Но… Продолжают распространяться  слухи, что он «выдохся», ни на что больше не способен. Боль. Отчаяние. Спасает семья и дом в деревне Волыны, где в начале 70-х годов создаётся блестящее сообщество художников. Мосины ведут в эти годы почти натуральное хозяйство. На жизнь же приходилось зарабатывать монументальными работами. Но тогда же он пишет портреты, ставшие классикой советского искусства, портреты-биографии, портреты-судьбы жены, детей, матери, коллег. Об особенностях портретного творчества Мосина — разговор отдельный, как и о его замечательных пейзажах, уникально красивых по живописи и удивительно разнообразных по настроению. Это настоящая исповедь души.
  
70-е годы стали главными и в раскрытии основной темы творчества, о которой он мечтал ещё в студенчестве, — уральской. «Сказ об Урале» — огромный холст, стоявший в мастерской до самой смерти, должен был стать её завершением. Не случилось. Но случилось другое. Художник получает заказ на оформление сказов Бажова. Выходят великолепные «Серебряное копытце» и «Малахитовая шкатулка». В 1979 году страна широко отмечала столетие П. Бажова. К его юбилею художник оформил миниатюрное издание «Малахитовой шкатулки». Книжечка была чудо как хороша, но в продажу не поступила, разошлась на сувениры. Такая же судьба и у другой книги сказов, оформленной и проиллюстрированной Мосиным. Её выпустили малым тиражом и распределяли по спискам. Книга давно стала библиографической редкостью, дважды отмечалась как лучшее издание года на книжных выставках уже после смерти художника и даже выдвигалась на соискание Государственной премии. Это действительно шедевр книжного искусства: переплёт глубокого малахитового цвета, изящная суперобложка, прекрасный шрифт, а на страницах много света и воздуха. Акварельные иллюстрации размещены на специальной плотной бумаге, как в старинном фолианте, каждый лист можно развернуть в самостоятельную станковую картину, ведь их делал Мастер исторических композиций. В иллюстрациях он сознательно высвечивает реальную основу творчества Бажова: историю Урала, сложившуюся в сознании народа, где за простеньким сюжетом, предсказуемыми поступками героев раскрывается мощный пласт народной философии, накопленной веками, народной нравственности, на которой всегда стояла Россия. Это некое завещание художника, которого современники недаром называли «живым воплощением совести в жизни и искусстве».
  
Когда стало известно, что жить осталось недолго, Мосин с присущим ему мужеством собрал силы и провёл первые персональные выставки: осенью 1981 года в Свердловске, а зимой 1982 года в Москве. Они стали поистине триумфальными, особенно в столице. Сохранившаяся в семье книга отзывов московской выставки полна восторженных отзывов и обычных посетителей, и людей искусства. Вот лишь один из них, оставленный великим композитором Георгием Свиридовым: «Мосин настоящий, природный (по рождению) талант, что так редко встречается. Своя манера, свои типы людей, своё небо, свой пейзаж, и всё это не придумано, а увидено в жизни и возвышено человеческой душой».  Все это навеяно историей и мифами Урала, красотой и тайнами его земли, которую он с детства любил безмерно, красотой его людей, поэтому столь правдив и искренен голос художника. Друг Геннадия Сидоровича, знаменитый художник Виталий Волович, рассказывает: "Я был связан с Геннадием Мосиным десятилетиями дружбы. Это был замечательный, очень крупный художник, он старался возродить большую станковую живопись, значение которой во многом утрачено в современном искусстве. В последние годы жизни он даже хотел переписать заново свою классическую картину "Сказ об Урале", но не успел. Уникальный талант. Если бы Господь дал ему еще хоть немного пожить, он монументальной фигурой вошел бы в историю мирового искусства. Но и того, что он успел сделать, иным хватило бы на несколько творческих жизней".
 
Сегодня работы Геннадия Мосина находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Челябинской областной картинной галерее, Волгоградском музее изобразительных искусств и других музеях.
1 ступень 
 
дети 5-6 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области 
изобразительного искусства 
 «Раннее эстетическое развитие» 

 (срок обучения - 1-2 года) 

 
 
2 ступень
 
дети 7-9 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области
изобразительного искусства  
«Основы изобразительной грамоты»
 (срок обучения - 1-3 года) 
 
дети 10-11 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области
изобразительного искусства 
 «Подготовка к получению
предпрофессионального
образования» 
(срок обучения - 1 год) 
3 ступень
 
дети от 10 лет: 
 
дополнительные 
предпрофессиональные программы
в области изобразительного 
искусства
 «Живопись»
 (срок обучения - 5 лет)
«Декоративно-прикладное творчество»
(срок обучения - 5 лет)
 
дети от 12 лет: 
 
дополнительная общеразвивающая
программа в области 
изобразительного искусства
«Изобразительное искусство»
  (срок обучения - 4 года)

4 ступень

 

выпускники школы

от 15 лет:

 

дополнительная
общеразвивающая программа 
в области изобразительного 
искусства

 «Подготовка к получению профессионального образования»

 (срок обучения - 1 год)

взрослые:

 

дополнительная

общеразвивающая программа 
в области изобразительного 
искусства

 «Основы керамики для начинающих»

 (срок обучения - 1 год)